Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Выработка дистантных,
тезаурусно-опосредованных форм интонаций представляет собой сложный,
долговременный процесс накопления адаптациогенной информации, что в конечном
итоге выливается в понятие культуры.
Способ "анализа интонаций эпохи как
симптоматики общего состояния психо-ментальной картины мира, в частности,
современной нам эпохи, представляется пока еще мало использованным, когда в
самом деле он может дать новые ракурсы понимания современной культуры,
вырисовывается основная семантическая схема музыкального знака: эмоция -
симптом эмоции, моделируемый звучанием, акустико-звуковой формой музыкального
знака, воспроизводящей в ритмико-интонационной форме симптомы человеческих
эмоций (С.Мальцев, В.Холопова).
Эмоционально-интонационное познание мира
человеком через интонацию представляет важнейшую область адаптациогенеза в
малых и больших человеческих сообществах, и эта способность человека то
совершенствуется, то в каких-то проявлениях утрачивается. На определенных
этапах социогенеза теряется восприимчивость к интонационному и эмоциональному
богатству проявлений человека, и эта утрата в древности называлась окаменением
сердца. В.Медушевский называет этот симптом "иссушением слуха", также
объясняя его иссяканием любви, как основной формы проявления энергии жизни. Эти
-обратные процессы адаптациогенеза, разадаптации на эмоционально-интонационном
уровне, замечаются в определенные этапы истории, их симптоматика отмечена и в
современную нам эпоху.
Интонационный контекст XX века связан с глубокими изменениями в
самой структуре музыкальной интонации. Интонация читается как симптом самой
культуры. В интонации состредоточились выражение эмоций и отражение логики
мысли. Интонация подчинилась психологической, языковой, культурной и
аналитической (авторской) детерминации. Она пополнилась еще несколькими слоями,
вплоть до суперинтонации авторского преподнесения музыкальных цитат, до
интонации-символа.
Очевидны полярные расхождения
интонационного поля новой профессионально-композиторской музыки (дистантно
направленной) и музыки массового употребления, направленной на создание
контактных музыкально-информационных полей. Массовая интонация не выходит из
определенного круга типизированных очертаний, удобных для массового
воспроизводства на неэлитных уровнях. В элитных жанрах интонация предстает как
сгусток информации о целых содержательных мирах, но нередко теряет генетические
связи с массовой интонацией.
Предыдущая Следующая