Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Звук колоколов составлял реальное
музыкально-информационное поле, дающее чувство защищености человеку в
необъятном пространстве, и это бьшо не только земное пространство, объединяющее
людей в их жизненном бытии, •но и небесное - во всей его мистической
загадочности и необъятности.
В русской музыке XX века сложилась яркая эзотерическая
традиция - в творчестве Н.Римского-Корсакова, А.Скрябина, С.Танеева,
С.Рахманинова, а также Г.Свиридова, Э.Денисова, С.Губайдулиной, Г.Уствольской,
В.Сильвестрова, Р.Щедрина, Ю.Буцко. В музыке современных композиторов так же
присутствует идея Всеединства мира, Сверхсинтеза сознания, опирающаяся на
претворение духовного опыта христианства и его индивидуального осмысления
художниками XX века
(Р.Поспелова; .И.Мыльников). Чрезвычайно важной представляется роль церковной
музыки в сохранения "биотической" культурной среды44.
После более чем полувекового перерыва с
начала 80-х годов происходят существенные сдвиги в общественном сознании в
отношении изучения и творческого развития церковно-певческого искусства.
Защищаются диссертации, проводятся конференции и фестивали, собирающие большие
коллективы ученых, исполнителей и слушателей. Признание широкой публики в наши
дни получили концерты, посвященные реставрации памятников древнерусского
певческого искусства, где звучат расшифровки песнопений, произведенные
современными исследователями вслед за корифеями отечественной науки -
М.В.Бражниковым, В.В.Протоповым, Н.А.Герасимовой-Персидской, А.В.Конотопа и
других. Певческое искусство формирует единое духовное пространство православной
культуры. Осуществляются издания, заполняющие лакуны современной духовной среды
России. Расширился круг специальной литературы и научная мысль в данной области
заметно двинулась вперед.
Для современного этапа развития музыкального
искусства характерно расширение процессов реставрации и актуализации стилей
древнерусского и нового музыкально-певческого искусства; попытки воссоздания
аутентичных форм роспевов монодического и полифонического стилей; использование
в современных произведениях композиторского творчества интонационных элементов,
ладовых форм, мелодизма церковного пения от древних стилей вплоть до стилистики
русского православного пения конца XIX - XX вв.; этическая актуализация
древнерусского менталитета (в некоторых его стилистических компонентах).
Древняя музыка рассматривается нередко как источник музыки современной: этос и
музыкальные звучания в произведениях современных композиторов воссоздаются в
чертах стиля, навеянных памятниками древней музыки. Среди авторов церковной
музыки Н.Ведерников, Ю.Евграфов, К.Волков, В.Калистратов, Н.Каретников,
А.Киселев, А.Микита, А.Ларин, В.Мартынов, В.Рубин, В.Пьянков и другие.
Предыдущая Следующая