Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Современное понятие "оперный
театр" включает в себя по крайней мере два рода художественных явлений:
современное оперное творчество и классический оперный репертуар, живущий на
современной сцене . Оперные театры имеют репертуар, включающий и современные
произведения, однако, далеко не тот, что предлагает в совокупности современная
оперная литература: в наиболее востребованный репертуар входят именно те
произведения, которые более четко отражают классические идеи ментальных
единств.
В исследованиях последних лет опера
рассматривается в контексте информационных процессов художественного мышления,
отражающих целостность мира (В.Жданов). Опера рассматривается как особое
проявление творческого стремления человека воссоздать многообразную и целостную
картину мира в контексте переориентирования системы ценностей театра с
жизнеподобных на сущностные, универсальные (А.С.Соколов, Н.Маркарян).
Достижения драматического театра,
литературы, живописи, кино, телевидения и радио изменили и жанр оперы, создав
возможность тиражирования, обращения к разным интерпретациям одного
произведения, индивидуальным формам восприятия оперы. Практически весь оперный
репертуар имеется в каталогах музыкальной дискографии. Каталоги столь объемны, что,
повидимому, любая опера может быть просмотрена дома; создается культура
исполнительских версий. Возник жанр оперы-телеспектакля, особенно - в отношении
малых и редкоисполняемых оперных произведений. В фильме-опере, в видео-записи
оперы видоизменяется сценическая условность жанра (см. исследования Т.Егоровой,
А.Баевой, Э.Махровой, Е.Ногайбаевой-Блайтмэн), а главное - изменяется структура
музыкально-информационного поля жанра. Опера для одинокого теле-зрителя - с
точки зрения полевой функции жанра - это нечто совсем иное, нежели опера в
театре.
Однако корневые признаки жанра как живого
синтетического театрального действа вряд ли подлежат переменам: жанр оперы
представляет собой феномен мощнейшего полевого воздействия.
Информационное поле живой оперы творится
только в реальности, всякий раз заново, всякий раз новыми творческими усилиями
всех ее творцов, включая зрительный зал. И, может быть, в этом и состоит
оптимизм Культуры, сопротивляющейся облегченно-технологической консервации
музыкального события. Только живое совместное творчество, со-бытие талантов и
поклонников создает феномен и оперы, и культуры. Остановленное в записи
мгновение оперы бывает прекрасно, но оно уже входит не в живое поле культуры, а
в его информационный банк, сохраняющий достижения человеческого духа на уровне
фиксации документа прошлого, но не на уровне целостного информационно-полевого
бытия оперного произведения.
Предыдущая Следующая