Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Разница между his
и с1, deses и с ? 1/5 части тона.
Таким образом,
чистый строй, подобно пифагорову, есть строй незамкнутый.
Если исследовать
все интервалы, входящие в состав приведенной выше диатонической мажорной гаммы
чистого строя, то не трудно убедиться, что в этом строе некоторые одноименные
интервалы на различных ступенях гаммы имеют различные интервальные коэфициенты.
Так:
1) квинты на 1, 3,
4, 5 и 6-й ступенях выражаются отношением 2/3 (c-g-2/3; e-h-8/5:4/5=2/3;
f-с1-1/2:3/4=2/3; g-d1-4/9:2/3=2/3; а-е1- 2/5:3/5=2/3);
2) квинта на 2-й
ступени d-а выражается отношением 27/40 (3/5:8/9=27/40);
3) м. терции на 3,
6-й и 7-й ступенях выражаются отношением 5/6 (e-g-2/3:4/5=5/6;
а-с1-1/2:3/5=5/6; h-d1- 4/9:8/15=5/6);
4) м. терция на
2-й ступени d-f выражается отношением 27/32 (3/4:8/9=27/32);
5) б. секунда на
1, 4-й и 6-й ступенях выражается отношением 8/9 (c-d-8/9; f-g-2/3:3/4=8/9;
a-h-8/15:3/5=8/9);.
6) б. секунда на
2-й и 5-й ступенях выражается отношением 9/10 (d-e-4/5:8/9=9/10;
g-a-3/5:2/3=9/10).
Таким образом, в
диатонической мажорной гамме чистого строя два интервальных коэфициента имеют:
квинта -2/3 и
27/40 (2/3=27/40X80/81)
кварта-3/4 и 20/27
(20/27=3/4X80/81)
м. терция - 5/5 и
27/32 (5/6=27/32X80/80)
б. свиста -3/5 и
16/27 (16/27=3/5X80/81)
б. секунда- 8/9 и
9/10 (8/9=9/10X80/81)
м. септима -9/16 и
5/9 (5/9=9/916X80/81).
Интервал 80/81, на
который некоторые интервалы чистого строя больше или меньше соответствующих
интервалов пифагорова строя, называется "дидимовой коммой". Дидимова
комма ? 1/10 тона. На эту же комму, б. терция пифагорова строя больше чистой
(64/81=5/4x80/81). Так как диатонический полутон, например, с - des, получается
посредством ходов:
с - f - des
и выражается
отношением 15/16 (3/4x5/4=15/16), а хроматический полутон, например, с - cis,
получается посредством ходов:
с - f - а - cis1 -
cis
и выражается
отношением 24/25 (3/4x4/5x4/5x2) и так как дробь 24/25 больше 15/16, то звук
сis (как соответствующий больщему отрезку струны) ниже звука des. Таким
образом, в чистом строе диатонический полутон больше хроматического (см. строй
Пифагора). Из всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
Предыдущая Следующая