Acoustic / Electric Tour Dates 2006:
Предыдущая Следующая
Хотя, конечно, у группы «Роллинг
Стоунз» их значительно больше.
Но сами они чуть дальше.
Начать надо с того, что мне кажется
главным: Майк не был артистом.
Назвать его артистом музыкального
жанра как-то и язык не поворачивается:
слишком личные и обнаженные песни, слишком полное отсутствие какого-либо имиджа.
Имидж - это на современной
научно-критической фене; по старому - личина, «накладная рожа». То, что стало нейтральным
описанием сценического облика артиста, в свое время имело
бесовской оттенок. Это
так, к слову. Майк же артистом не был и имиджа себе не создал. А имидж как раз и есть то, что
остается после физиологического исчезновения артиста, в коллективном сознании. Цой оставил после себя
Героя-Воителя, БГ выпустил в мир Вестника, Кинчев дал Бунтаря, Сукачев -
Взбесившегося Водопроводчика. Майк же не оставил после себя ничего. В том и заключалась его уникальность, что он
сумел выстоять на сцене таким,
как есть, без «накладной рожи», спеть ни о чем и уйти в никуда. Был человек и прошел человек.
Что от него осталось? - конечно,
пластинки, которые печатают
и будут печатать, несколько кадров из фильма «Йа-ха», несколько шедевров локального значения,
сдержанные интервью -их
не сравнить с искусной прозой ритора БГ или полетами фантаста Курехина - достаточно ли всего
этого, чтобы остаться в коллективной памяти?
Что бы не говорили про то, что
человек наедине с собой и с друзьями - это одно, а на сцене - все-таки что-то другое, случай Майка
как раз тот случай, когда артист и человек совпадали. За то и давали призы на
фестивалях «за зрительские симпатии», за то и любили Майка - достаточно перечитать тогдашнюю
рок-прессу.
Лирический герой песен Майка - сам
Майк, его прямая речь, его
жалобы,улытье, претензии, победы, поражения, поза... (в отличие от некоего «символа человека» БГ).
Да, вместо имиджа была поза, неловко
прикрывающая какую-то рану, поза, насквозь просматриваемая: поза неудачника и
позднего аристократа («от
портвейна» - можно добавить), разочарованного, усталого, разбитого настолько,
насколько может быть разочарован
Холден Колфилд, в тридцать лет не изменивший своим дурацким мечтам и за решением вопроса: «почему
же мир хуже меня?» так и
не повзрослевший.
Предыдущая Следующая